Метаболизм времени. Земля, съеденная вместе. KataVata art&animation

Метаболизм времени. Земля, съеденная вместе.

Зацикленная анимация, «оживляемая» вращением ручки, подобно шарманке. Герои анимации — циклы жизни человека, животного и растения, взаимозависимость которых и составляет основную идею проекта. 


Механика ручного привода здесь — метафора: чтобы циклы природы продолжались, нужно прилагать усилия. Без этого анимация останавливается, и связи рвутся. 


Действующие персонажи: кочующий за стадом Оленевод, Северный Олень, зависящий от ягеля, и Мох, способный восстанавливаться или деградировать, — все участники процесса зависимы друг от друга.


Анимация Екатерины демонстрирует связь всех процессов, всех представителей живой и неживой природы. Своим проектом художница стремится переосмыслить бинарную оппозицию «человек — природа» и обратиться к более гибкому, постантропоцентричному мышлению. В центре работы — не человек как наблюдатель и хозяин природы, а животное как равный агент в сети жизни.

Метаболизм времени. Земля, съеденная вместе. KataVata art&animation


«Меня интересует нераздельность жизни — идея, что человек не центр экосистемы, а её часть, и его выживание зависит от тех же процессов, что и у Оленевода, Северного Оленя или Мха. В этом проекте я хочу показать хрупкость циклов — климатические изменения, исчезновение видов; потерю ритма — как урбанизация отрывает нас от природного времени; ответственность — если мы «забываем» прошлое, оно возвращается кризисом.

Вдохновением стала сама концепция «ЭкоАрта» как пространства, где возможно говорить не только об экологической тревоге, но и о переплетении тел, агентов, ландшафтов и историй.

Выставка предлагает переосмыслить антропоцентризм — мне это близко. Я работаю в логике, которую можно назвать постгуманистической, где человеческое тело не противопоставляется среде, а является её продолжением.

Я надеюсь, что зрительница или зритель сможет почувствовать себя не отделённой сущностью, а частью общего цикла: дыхания, питания, движения и растворения».

Работа выросла из полевых наблюдений за жизнью Оленеводов и их стада, исследований взаимосвязи Северного оленя и Мха, а также изучения сезонных ритмов природы. На неё повлияли труды биологов и антропологов (Foraging Ecology of Reindeer; Indigenous Knowledge and Climate Change in the Arctic), идеи экологической философии (Тимоти Мортон, Донна Харауэй, Анна Цинг, Бруно Латур) и исследования микоризных сетей (Сюзанна Симард). 

Вдохновением стали и культурные практики коренных народов Севера, и метафоры из научно-популярных книг («Тайная жизнь деревьев» Петера Вольлебена), и образы из кино (Gunda, 2020). Эти источники помогли художнице переосмыслить границы между человеком, животным и растением, рассматривая их как равных участников общего цикла жизни.

Метаболизм времени. Земля, съеденная вместе. KataVata art&animation

Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.

2025

RU
EN